Весёлые горы.

В 25 километрах от Нижнего Тагила в юго-западном направлении выделяется тридцатикилометровый горный массив с благозвучным названием – Весёлые горы. В меридианальном направлении Весёлые горы протянулись от реки Чауж на севере, и до верховьев реки Сулем на юге. По гипсометрической классификации Весёлые горы считаются низкими горами. Только несколько вершин превышают высоту 700 метров над уровнем моря. С Лисьей горы в Нижнем Тагиле Весёлые горы просматриваются на горизонте изломанной синеющей линией.

Горы многое помнят.

Район этих гор очень интересен в историческом плане. Ещё в начале 17-го века, здесь, в глухих таёжных местах и отдалённых от основных торговых путей, находились стойбища манси – древнейших аборигенов Урала. Вблизи горы Старик-Камень было найдено их жертвенное место. Горы это помнят.
Местность вокруг Весёлых гор была окружена непроходимыми топями. Поэтому долгие века эти дикие места были надёжным убежищем для старообрядцев, которые скрывались от жестоких религиозных преследований после церковного раскола. Сюда приходили и пришлые люди, в основном беглецы с демидовских заводов, в скитах и кельях нашли приют уцелевшие от плах и виселиц. Среди пришельцев были и стрельцы, и бояре, и духовенство, и крепостное крестьянство. Вот так в таёжной глуши Урала столкнулись люди разной веры: идолопоклонники–манси, раскольники-староверы.
К святым могилам вели дороги из четырёх заводов: Верхнетагильского, Невьянского, Черноисточинского, Висомо-Шайтанского. Раскольники приходили на моления и поклон к «святым отцам»: Павлу, Григорию, Максиму, Герману ежегодно между 25 и 30 июня. В 1910 году в Екатеринбурге вышел очерк под псевдонимом В. Санина «На Весёлых горах», рассказывающий о паломничестве раскольников в горы: «Могила о. Павла расположена у самой подошвы горы Старик-Камень, она считается самой высокой в центре гор Среднего Урала». И самой популярной. Санин пишет, что многие из паломников приезжали только к нему, хотя его могила не отличалась от могил других известных старообрядцев. «Первый день молебствия у старообрядцев называется днём радостной встречи, а последний – грустного расставания. Молились на последней могиле буквально круглые сутки. Моление заканчивалось ночью 28 июня, а утром 29 июня можно было наблюдать, как лилась ручейками народная волна по многочисленным тропинкам с Весёлых гор».
С тех времён у местного населения сохранились лишь предания, географические названия. Могила отца Павла из белого мрамора находилась у самой горы Старик-Камень. Она сохранялась до 1962 года.
«Скиты были здесь разные, — говорится в преданиях. – Некоторые были монашеские. Жили за счёт подаяния. Занимались молением, рукоделием, скотоводством. Вышивали иконы бисером, украшали серебром, золотом, драгоценными камнями. В скиты приходили и молодые и старые.
Кельи – это избушки вроде землянок. Засыпаны землёй, разделены на две половины. В одной половине жили и кушали. Другая была заставлена иконами. Местность была красивая, кругом стояли могучие кедры, как специально посаженные, и народу здесь собирались тысячи. Кто приходил помолиться, кто – просто отдохнуть, а кто – поторговать».

Откуда названия?

Весёлые горы – значит, «красивые, радующие глаз». Названий со словом «весёлый» на Руси очень много. Местные жители часто называют эти горы Весёлками. Многие вершины гор названы по внешним признакам и по фамилиям первых поселенцев. Названия сохранились и до наших времён, передаваясь из поколение в поколение в виде преданий или просто запоминались. Одно из преданий о Старике-Камне гласит: «Этот камень лежал в самой чаще леса, и о нём никто не ведал. А когда люди вырубили вокруг него лес, то увидели его старым, покрытым мхом, и люди назвали его Стариком».
Одна из небольших вершин Весёлых гор носит весьма любопытное название – Поперечный Весёлко. Откуда оно? Истолкование происхождения названия горы Билимбай исходит из разноязычия живших здесь народов. Билимбай означает «Богатый знанием». В южной части гор в названиях часто употребляются урочища: Весёлки, Спор, Кресты, Шарова, Дворики, Костина Пашня.
Про речку Шайтанку существует такое предание: «Раньше здесь одни вогулы жили, а как пришли сюда белые люди с Ермаком Тимофеевичем, то встретили их вогулы у камня, откуда Шайтанка-то течёт. Увидели их белые люди и выпалили из ружей. Шайтан, шайтан – закричали вогулы и убежали. Отсюда-то и прозвалась река Шайтанкою.
А вот названия гор, явно выражающие формы и внешний вид: Скалистая, Острая, Широкая, Каменка, Дыроватик. А кто же те первопоселенцы, в честь которых были названы горные вершины Лазарев, Опахнин, Кириков, Ермаков, Ипатов, Соловьев, Блинов, Палачев, Юрьев? Сколько ещё безымянных горных вершин ждут своих достойных географических названий? К сожалению, из-за ложной секретности и отсутствия географических карт в продаже некоторые горы теряют свои названия даже среди местных, становятся безымянными. Кто в настоящее время скажет, где находятся горы Мохнатенькая, Седло, Кузина, Петра и Павла, Яшкин-Камень? В 1822 году, корпусом военных топографов была произведена геодезическая съёмка большей территории России. Что любопытно, самого термина «Уральские горы» не существовало до второй половины 18 века. Их называли: «Поясовый Камень», «Камень». Термин «Камень» сохранился лишь в некоторых названиях горных вершин: Юрьев Камень, Лазарев-Камень, Старик-Камень, Опахнин-Камень, Кирюшкин-Камень.

Был простым деревянным столбом

Вдоль Весёлых гор проходит условная граница двух частей света Европы и Азии. Она протянулась по водоразделу через горные вершины Белой, Поперечной, Кирюшкина-Камня, Билимбая, Голой, Старик-Камня.
Около посёлка Уралец, на седловине гор Белой и Голой, в 1961 году в ознаменование успехов нашего народа в освоении космоса установлен обелиск «Европа» и «Азия» с моделью земного шара, вокруг которого «вращаются спутники и космический корабль «Восток 1». Высота обелиска со шпилем составила семь метров. Обелиск имел цепную изгородь. В 1970 годах стелу обелиска одели в нержавеющую сталь. В 2002 году к 150-летию рождения уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка обелиск силами механического завода «Уралец» был реконструирован. Как и в прежние времена, на стеле обелиска красными буквами обозначены: с одной стороны – «Европа», а с противоположной – «Азия». До 1961 года на этом месте стоял деревянный столб, условно маркирующий границу двух частей света.
В своё время Д. Н. Мамин-Сибиряк писал об этом месте: «... На четырнадцатой версте стоял столб, обозначающий границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминающий трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком. Я знал отлично значение пограничного столба и всё-таки испытывал каждый раз какое-то непреодолимое волнение, когда ехал мимо, точно переступал какую-то заколдованную черту».

Горы и люди

На Весёлых горах пребывали многие знаменитые путешественники и исследователи. Так в 1770 году немецкий учёный П. С. Паллас во время своего путешествия по Уралу высказался: «Уральский хребет в сей местах узок и весьма высок, а расстояние Чёрного озера /в настоящее время Черноисточинский пруд/ от лежащих на той стороне к Чусовой, ручьёв Висима и Шайтанки столь не вешко /рядом/, что кажется, сие есть единое из всех способов сих мест, где бы возможность сибирских рек с Российскими испытать надлежало».
В 1829 году был здесь ещё один немецкий путешественник – А. Гумбольдт. Он даже измерял высоту горы Белой. Осматривал платиновые россыпи вблизи границы Европы и Азии.
В 1837 году на Урал по приглашению Демидовых приезжал Российский художник Василий Егорович Раев для написания художественных картин. Немного позже в своей книге «Воспоминания моей жизни» В. Е. Раев словесно подчеркнёт величественность природы Урала.
Огромное значение природа гор оказала на Уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Он неоднократно в юности ходил на охоту в горы вместе с Н. М. Дюковым – знатоком природы. Мамин-Сибиряк подробно знал район гор и мог перечислить все названия вершин. Он написал ряд произведений, где своеобразно описывает природу гор. Об этом даже говорят сами названия: «Зелёные горы», «На шихане», «На перевале», «В горах». В воспоминании «Зелёные горы» Мамин-Сибиряк воспроизводит незабываемую природу гор: «Ближайшая гора, тянувшаяся невысокой грядой, называлась Пугиной горой, за ней зелёной островерхой шапкой поднималась красавица Шульпиха, вправо от неё виднелось Седло, ещё правее – Осиновая, и т. д. Из-за этих гор чуть-чуть синела вершина самой высокой горы – «Белой». Именно от впечатляющих красот Уральских гор Д. Н. Мамин-Сибиряк вбирал неисчерпаемое вдохновение литературного творчества. Первые геологические исследования были проведены ещё в начале 19 века в связи с открытием платиновых россыпей. В 1890 году горный район был кратко описан А. А. Краснопольским. Геолог Н. К. Высоцкий в 1904 году составил геологическую карту северной части Весёлых гор. Здесь выявлено несколько залежей железных руд: Берёзовский, Егоро-Каменский, Хламнушинский, Широковский, Галашинский, Билимбаевское.
Большой научный вклад в изучение природы Весёлых гор внесли кандидаты географических наук Н. П. Архипова и П. Л. Горчаковский.
В горах в период с 1973 по 1988 годов совместно со студентами НТГПИ проводил наблюдения орнитолог, кандидат биологических наук, тагильчанин Роман Алексеевич Семёнов.

Судьба заповедника

С 1946 года по 1951 год к югу от Весёлых гор находился Средне-Уральский заповедник по охране животного и растительного мира. Ещё в 1930-х годах в горах начались лесозаготовки, появилось много вырубок. Вследствие продолжавшихся в этом районе порубок общий вид лесов претерпел заметные изменения не в лучшую сторону. Только один Черноисточинский лесопункт ежегодно заготавливал 60-70 тысяч кубометров древесины.
В 1995 году лесной покров сильно пострадал от снегопада. Поваленные буреломом деревья и спустя 10 лет не разложились и не замаскировались растительностью. Особенно лесоповал господствовал на склонах гор, где корневая система деревьев слаба из-за неразвитости почв.
После хозяйственной деятельности человека лесосеки тоже ещё не затянулись порослью, лишь кое-где на территории произрастает молодой осиново-берёзовый лес. За многолетний период хозяйствования человека на территории гор сформировался антропогенный ландшафт. Создалась угроза животному миру, обеднел мир пернатых, хотя ещё недавно район Весёлых гор славился глухариными токами.
В 1971 году Висимский заповедник был частично восстановлен. Для охраны природных комплексов заповедника создана охранная зона с режимом заказника. В настоящее время Висимский заповедник получил статус «Биосферного».

На территории Весёлых гор выявлено только два ландшафтных памятника природы областного значения, это горный массив Старик-Камень и гора Белая, где природные комплексы отчётливо выражены и отражают зональные особенности гористой местности. В связи со строительством горно-спортивного комплекса, который через несколько лет может превратиться в крупнейший горнолыжный курорт, гора Белая будет выведена из охраняемых памятников Свердловской области.
В будущем необходимо выявлять и сохранять ландшафтные памятники природы, хотя бы на местном уровне. Сейчас к ним можно отнести Юрьев-Камень, Опахнин-Камень, Поперечную гору, Дикую гору, Острую гору, которые имеют необыкновенно экзотическую форму скал и могут стать конечными целями туристских маршрутов.

Андрей Пичугин,
руководитель
географо-краеведческого кружка
Черноисточинского Дома детского
творчества.